Законодательство | Программы энергосбережения |
Актуальность энергоаудита | Методики |
Стоимость энергоаудита | Оборудование |
Поиск энергоаудитора | Обмен опытом |
Реестр СРО |
Актуальность энергоаудита
Энергоэффективность является одним из определяющих факторов развития предприятия. В настоящее время интерес к энергоаудиту значительно возрос. На предприятиях самого разного профиля все больше задумываются над сокращением издержек и, в первую очередь, затрат на энергоресурсы. Опыт энергетических обследований предприятий показывает, что неоправданные потери приносят многомиллионные убытки. Даже незначительное снижение энергозатрат приводит к уменьшению энергетической составляющей в себестоимости продукции. А это позволяет предприятиям увеличить свою прибыль.
Профессиональный энергоаудитор выявляет внутренние потери в кабельных линиях, трансформаторах, высокие расходы на собственные нужды, низкий КПД работы энергооборудования и т. д.
Можно с уверенностью предположить, что развитие энергетического рынка и дальнейшее увеличение тарифов вызовет еще более повышенный спрос на услуги энергоаудиторских фирм.
Термины энергетическое обследование и энергоаудит введены федеральным законом об энергосбережении и повышении энергетической эффективности от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. Закон об энергосбережении утверждает требования энергетической эффективности, перечень объектов энергетического обследования, цели и сроки проведения энергоаудита зданий, организаций и предприятий промышленности.
Проведение энергетического обследования является добровольным, за исключением ряда случаев, для которых закон об энергосбережении предусматривает обязательное энергетическое обследование. Проведение энергетического обследования осуществляют центры энергоэффективности, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования.
Объекты проведения энергетического обследования
Закон об энергосбережении и энергоэффективности предусматривает энергетическое обследование следующих видов сооружений:
- энергетическое обследование административных зданий;
- обследование и аудит сооружений и промышленных объектов;
- энергетическое обследование многоквартирных домов;
- энергоаудит жилых и общественных зданий.
Обязательное энергетическое обследование зданий и сооружений в ряде случаев можно не проводить. Закон об энергосбережении и энергоэффективности допускает добровольное проведение энергетического обследования зданий и сооружений в следующих случаях:
- энергетическое обследование культовых зданий и сооружений;
- энергоаудит объектов культурного наследия;
- энергетическое обследование временных построек со сроком службы менее двух лет;
- энергоаудит дачи, садового дома, объектов индивидуального жилищного строительства;
- энергетическое обследование вспомогательных сооружений;
- энергоаудит здания с общей площадью менее 50 м;
- энергетическое обследование ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту строений.
Проведение энергетического обследования зданий и сооружений является обязательным в следующих случаях:
- энергетическое обследования зданий и энергоаудит сооружений, сдаваемых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта (ФЗ 261 от 23.11 2009, глава 3, п. 11.3, 11.6, 11.8 и 12.2);
- энергетическое обследования зданий и сооружений, подлежащих государственному строительному надзору.
Энергетическое обследование организаций проводится в рамках программы повышения энергосбережения и энергетической эффективности инфраструктуры в целом, снижения издержек и уменьшения выбросов парниковых газов. Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности устанавливает обязательное энергетическое обследование организаций и энергоаудит предприятий для следующих лиц:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления;
- организации с участием государства или муниципального образования;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
- организации, осуществляющие добычу, производство, переработку или транспортировку воды, газа, энергии, нефти, угля, нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление энергии превышают десять миллионов рублей в год;
- организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Для перечисленных лиц закон об энергосбережении и энергоэффективности требует провести энергетическое обследование зданий, предприятий и энергоаудит организаций в срок до 31 декабря 2012 года с последующим проведением периодического энергетического обследования не реже одного раза каждые пять лет.
С 1 января 2010 года каждое бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им ресурсов (воды, энергоносителей, электрической энергии) в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема потребления в 2009 году с ежегодным снижением объема потребления не менее чем на 3%. Закон об энергосбережении и энергоэффективности обязывает перечисленные лица провести энергоаудит и оформить энергетический паспорт организации для определения базового объёма потребления ресурсов в 2009 году.
Класс энергетической эффективности здания определяет центр энергоэффективности по результатам проведения энергетического обследования здания. Класс энергетической эффективности продукции определяет производитель. Закон об энергосбережении обязал застройщиков размещать на фасаде сдаваемого в эксплуатацию многоквартирного дома класс энергетической эффективности здания. Владельцы помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности здания и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности здания устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти.
С начала 2010 года для сдаваемых в эксплуатацию зданий и сооружений необходимо провести энергетическое обследование и присвоить класс энергетической эффективности здания. В срок до 31 декабря 2012 года организации, утвержденные законом об энергосбережении и энергоэффективности должны провести энергетическое обследование административных зданий и определить класс энергетической эффективности.
Контроль за исполнением
Полномочия по контролю и надзору за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с пунктом 5.3.1.19 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401. Приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2011 года № 653 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности плановые проверки соблюдения требования в отношении проведения энергетического обследования в установленные сроки лицами, для которых проведение энергетического обследования в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности является обязательным, подлежат проведению в году, следующем за годом, в котором согласно требованиям законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности завершается срок, установленный для проведения обязательного энергетического обследования.
Полномочия по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования возложены на Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) в соответствии с пунктом 4.3.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года № 400. Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2011 года № 650 утвержден Порядок проведения Министерством энергетики Российской Федерации плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
По оценкам экспертов, энергоаудит промышленных предприятий позволяет повысить энергоэффективность производства на 35% и снизить затраты бюджета на 10-15%.