Энергоэффективность в муниципальном секторе: проблемы и пути решения
Доклад
Исполнительного директора СРО НП «Союз «Энергоэффективность», представителя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Д.В.Серебрякова
на 5-м Российско-Германском форуме энергоэффективности
Энергоэффективность в муниципальном секторе:
проблемы и пути решения
Уважаемые коллеги!
Я представляю здесь сразу две организации – профессиональную – крупнейшую в России по составу участников СРО НП «Союз «Энергоэффективность» и предпринимательскую – региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Сегодня здесь не раз поднимался вопрос о том, где взять деньги на энергосбережение… 22 ноября в Москве Председатель Правительства Д.А. Медведев на Президиуме президентского совета по модернизации сказал, что денег в бюджете нет, ищите внебюджетные источники. И что в этой ситуации делать? Просто выключать свет, не соблюдая нормы СНИПов и СанПиНов, для того, чтобы уложиться в нормы по энергоэффективности?
Но подобные сегодняшнему мероприятия и нужны для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, выход через модернизацию.
По энергоаудитам. Три года назад на предприятия зашли первые энергоаудиторы. По закону они должны были провести энергообследование, а фактически, заказчикам был необходим только энергопаспорт. К сожалению, Россия – единственная страна, где получение энергопаспорта является законченным результатом энергообследования. На самом деле энергоаудит – это инструмент для последующего энергосервиса и привлечения инвестиций для реализации энергосберегающих мероприятий. И с этим инструментом можно идти и работать с кредитными учреждениями, и деньги, которых нет в бюджете, могут предоставить банки. На том же ENES Герман Греф сказал, что Сбербанк готов проинвестировать в отрасль энергосбережения до 1,5 триллионов рублей.
Но сегодня инвесторы в отрасль не идут и денег не дают. Почему?
Во-первых. Нужны критерии оценки обоснованности энергосберегающих мероприятий. Если говорить про муниципальные предприятия - у них есть порой объекты, где исполнять закон не получается. Мы говорим про 3%, которые обязаны каждое муниципальное предприятие в год сэкономить по каждому виду ресурсов.
Я много езжу и встречаюсь с людьми. Один ответственный за энергосбережение в школе прямо сказал: "Меня наказывают, меня обязывают 3% в год сэкономить. Я уже наметил, где какие лампочки где откручу". У него наши энергоаудиторы провели аудит, чтобы помочь ему подтвердить, что у него действительно нет возможности 3% сэкономить в год. Все равно ГРБС срезают финансирование на эти три процента. Хотя в законе заложено, что эти деньги, если бы он реально добился экономии в натуральном выражении, должны бы были направляться на увеличение фонда оплаты труда сотрудников этой школы.
Поэтому первое, что необходимо решить в муниципальном секторе – это определить целесообразность финансирования мероприятий по энергосбережению, а второе, должна быть прямая финансовая заинтересованность сотрудников предприятия. Одним установлением требований мы ничего не добьемся.
Второе. Прошел целый ряд встреч с экспертами и профсообществом в Государственной Думе, на различных площадках, и всегда обращают особое внимание – важно, чтобы хотя бы то, что заложено в законе, исполнялось на местах. Ведь за 4 года действия закона 261-ФЗ не выполнено до конца ни одно из его требований. Я не говорю сейчас о запрете на лампочки 75 Ватт и более.
Далее. Для муниципальной сферы сейчас рассматривается вопрос ввести энергетическую декларацию вместо энергопаспорта – для садиков, школ, больниц. И заполнять ее по 3-4 документам - бухгалтерский баланс, расчеты с ресурсоснабжающими организациями, план БТИ. Я бы только добавил маленькую вещь, о которой также неоднократно уже говорилось: декларацию должны заполнять не директор школы с учителем физики, перемножая киловатт-часы на тариф, все таки их основная задача учить и воспитывать наших детей, а тот же привлеченный энергоаудитор, который не только грамотно сосчитает потребление, но и привяжет его к программе энергосбережения и инвестиционному плану для последующего энергосервиса. И в декларации мало отразить объем совокупных затрат – необходимо ввести показатели энергоэффективности, которые позволят проводить сравнение результативности, как это принято в международной практике стандартизации.
Тогда у нас появляется четкая картина тех объектов, куда требуется вложить деньги, а также где инвестор может получить свою прибыль, реализуя, в том числе, и механизм энергосервиса.
Здания и многоквартирные дома. Еще один момент, как впустую не тратить бюджетные деньги, опять же международный опыт. Если мы беремся за счет бюджета капитально отремонтировать здание школы, больницы любого другого бюджетного учреждения, то по итогам этого капремонта ему должен быть присвоен класс энергоэффективности.
Понимаю, что ждем требования к зданиям, строениям и сооружениям от Минрегиона, но в целом – если здание, например, не проходит по классу энергоэффективности В+, такой ремонт не может быть принят к оплате.
И такая практика существует, например по капремонтам многоквартирных домов. Деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ не получить, пока не будет после 3 месяцев эксплуатации после ремонта проведено обязательное энергообследование здания.
Что касается МКД, важно обеспечить преемственность между проектированием, строительством и эксплуатацией. Тогда рынок энергосбережения в жилом фонде может быть очень привлекателен для инвесторов.
Но что такое многоквартирные дома в России сегодня? Жильцы, собственники приобретали квартиры, не задумываясь о том, насколько энергоэффективен их дом. И ни застройщики пока, ни риэлтеры, ни управляющие компании не обращают внимание своих потребителей на энергетические характеристики здания. Более того, что касается застройщиков, в рамках работ по снижению административных барьеров в строительстве и оформления разрешительной и проектной документации, стоит вопрос об исключении процедуры присвоения класса энергоэффективности даже из перечня.
Ладно застройщики, но управляющие компании, которые принимают дом в эксплуатацию, могли бы как законные представители жильцов обязать застройщика не раньше, чем через год, не позже, чем через два провести энергообследование сданного дома независимым аудитором и присвоить класс энергоэффективности. А сегодня паспорт делается по проектным данным, которые не подтверждаются эксплуатационными характеристиками здания. Особенно это может касаться вновь строящихся муниципальных зданий. Выявлены нарушения, несоответствующие проектным данным - пусть застройщик устраняет. Устранил – снова пусть проведет обследование, пока не подтвердит класс энергоэффективности. И в некоторых регионах, где этот вопрос контролируется региональными властями, это работает, например в Тюменской области. Там один из наших энергоаудиторов проводит соответствующие экспертизы уже по решению судов, в которые жители подают на застройщиков.
Есть ряд вопросов по тарифному регулированию. Большая работа ведется по схемам теплоснабжения. Одна из идей здесь – это нахождение баланса между необходимостью строительства новых источников генерации и более эффективному использованию существующих источников или перехода с одного вида топлива на другой, если говорить про тепловую энергию.
И на какие-то вопросы схема теплоснабжения действительно ответы дает. Но проблема в том, что в муниципалитетах предприятия, которые заняты эксплуатацией сетей и источников, сегодня не в состоянии прогнозировать свою работу, из-за проблем с тарифным регулированием и отсутствием долгосрочных тарифов. В муниципалитетах часто тарифы не позволяют теплосетевым компаниям развивать свое теплосетевое хозяйство. Инвестиционная составляющая ушла в ремонт, иногда это просто латание дыр. То же самое касается воды.
Несмотря на рост тарифов, которым недовольны и предприятия, и население, ресурсники тоже тарифами недовольны. «Перевернутая» система тарифообразования, с различными видами перекрестного субсидирования, получившаяся в результате реформирования старой советской системы – оказывается малоэффективной.
Чудес не бывает, если снизили потребление, генератор меньше отпускает энергии в сеть при сохраняющихся постоянных затратах, которые нельзя резко ужать и которые не зависят от объема выработки и продажи ресурса – тариф выше. Тарифам на электроэнергию для промышленных потребителей уже некуда расти. Но тогда мы с вами, население, должны будем платить больше промышленников, так же как в других странах с рыночной экономикой.
Поэтому выход – найти мотивационные факторы для каждой стороны: и для ресурсоснабжающих организаций, и для сетевиков, и для потребителя, и превратить энергосбережение в финансовую систему, интегрированную в целом в экономику страны.
Основное предложение заключается в том, чтобы разработать механизм, при котором любые действия потребителей ресурсов, направленные на повышение энергоэффективности, отражались на размере их платежа за энергоресурс. Причем здесь мы говорим именно об энергоэффективности у потребителя, т.е. о снижении удельной энергоемкости производства продукции, речь не идет о выкручивании лампочек и т.д.
Есть и механизмы покрытия выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций. Но сейчас это не работает. Смотрим инвестпрограмму в разрезе субъектов РФ и видим, что достаточно серьезные средства закладываются на энергосбережение, но при этом потери электроэнергии ровно в том же объеме закладываются в тарифы, и в общем балансе они не снижаются. Потому что опять же средства идут на латание дыр и строительство новых объектов генерации.
И в конце концов, за все пока платит потребитель. И будет платить, пока не будет сформирован рынок инвестиций в энергосбережение.
Сегодня для инвестирования, например через энергосервисные контракты отсутствуют прозрачные механизмы возврата инвестиционных средств. И две недели назад в Госдуме мы выступали с инициативой разработки отдельного Закона об энергосервисной деятельности с внесением изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Потому что энергосервис – это абсолютно самостоятельная финансовая система. И когда она заработает в экономике нашей страны, когда сформируется рынок инвестора в энергосбережение, это и будет переход от дотаций государства, которые сегодня закончились, к внебюджетным источникам.
В заключение. Наша саморегулируемая организация тоже сотрудничает с германскими партнерами. Мы регулярно проводим обучение для своих компаний в центрах энергоэффективности в Ганновере, в Гамбурге. Каждую весну организовываем делегации на Ганновер-Мессе, признанную выставку по энергосбережению.
В целом предлагаю помнить, что европейским странам, для того чтобы заработали Законы об энергосбережении, потребовалось несколько лет. Мы в России этот период как раз и переживаем, и поэтому те проблемы, с которыми мы сейчас сталкиваемся, безусловно, являются временными.