ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Новости энергетики

Электромобили в России. Быть или не быть?

13 Июля 2018

Электромобили в России. Быть или не быть?
Зачем России электромобили?

При сохранении текущих тенденций, переход большинства стран на электромобили в ближайшем будущем неизбежен. Стоит учитывать, что технологический прогресс, эффект масштаба и развитие возобновляемой энергетики сделают электрический транспорт гораздо более выгодным, как в экономическом, так и в экологическом плане, по сравнению с традиционными автомобилями на ископаемом топливе.

Также важно отметить, что переход на электромобили снизит спрос на нефть со стороны транспортного сектора.

В связи с этим, с одной стороны, электромобили — это новый вызов для России, как одного из крупнейших в мире поставщиков нефти и газа. Получается, что новая отрасль ставит под угрозу доходы бюджета от экспорта сырьевых товаров в другие страны.

С другой стороны, это возможность улучшить экологическую обстановку в крупных городах и снизить выбросы парниковых газов от транспорта. Кроме этого, это шанс реабилитировать российскую автомобильную промышленность и стать страной-лидером в производстве экологически чистого транспорта, последовав примеру Китая и США.

Другими словами, глобальный переход на электрический транспорт — это еще один повод для проведения структурной трансформации российской экономики и развития конкурентоспособной обрабатывающей промышленности.

Если мы не начнем действовать уже сегодня, наша страна рискует остаться рынком устаревших автомобильных технологий — бензиновых и дизельных двигателей, выбрасывающих в атмосферу вредные вещества, которые отравляют население и провоцируют изменение климата.

Поэтому в наших интересах как можно скорее увеличить количество электромобилей на дорогах России, причем желательно, чтобы это были машины отечественного производства. Для этого необходимо стимулировать российских автопроизводителей формировать научно-исследовательские альянсы и обмениваться новыми технологиями, а также создать благоприятные условия для иностранных автопроизводителей для строительства заводов по производству электромобилей в нашей стране.

Текущая ситуация

В Российской Федерации рынок электромобилей сейчас находится на стадии зарождения, по состоянию на 1 января 2018 года в нашей стране зарегистрирован всего 1771 электромобиль. При этом все они представлены всего лишь семью моделями. Порядка четверти всех электромобилей в России стоит на учете в Приморском крае (415 шт.). В Москве и Подмосковье насчитывается 404 электрокара. Также свыше сотни зарегистрировано в Хабаровском (163 шт.) и Краснодарском (125 шт.) краях.

И хотя российский рынок электрокаров растет (в 2017 году +28%), говорить о прорыве в нашей стране пока преждевременно, так как продажи остаются небольшими (в прошлом году — 95 машин).

Что касается зарядной инфраструктуры, то на данный момент в России насчитывается около 300 зарядных станций, треть из них расположена в Москве и Московской области. Для сравнения, в крохотной Норвегии число зарядок по итогам 2017 года преодолело отметку в 10 тысяч.

Поддержка отрасли упоминается в программных документах правительства, например, в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года.

Оптимистичный сценарий развития российского рынка, заложенный в проекте стратегии, предполагает, что доля электромобилей в совокупном объеме продаж к 2020 году может достичь 1-1,5 % (т. е. 15-25 тыс. автомобилей), а к 2025 году — 4-5%.

Так какие же меры государственной поддержки электромобилей действуют в России на сегодняшний день?

Материальное стимулирование

1) Нулевой транспортный налог (региональный уровень)
Сегодня владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога в трёх субъектах Российской Федерации, а именно: в Калужской, Московской областях и Санкт-Петербурге.

2) Освобождение от «налога на роскошь» (федеральный уровень)
В России владельцы новых автомобилей стоимостью более 3 миллионов рублей обязаны платить дополнительный налог, так называемый «налог на роскошь». На электромобили он не распространяется.

3) Бесплатная парковка (муниципальный уровень)
Бесплатная парковка для электромобилей действует в Москве, Санкт-Петербурге. В столице, кроме того, существуют специальные парковочные места для электромобилей.

4) Бесплатная зарядка (муниципальный уровень)
Большинство общественных зарядных станций в России являются бесплатными. Это, разумеется, касается станций, установленных государственными компаниями: Россети, Мосэнерго.

Нематериальное стимулирование

1) Специальные дорожные знаки (федеральный уровень)
Правительство РФ в 2017 году утвердило изменения в Правила дорожного движения, введя в них новые термины «электромобиль» и «гибрид», а также соответствующие дорожные знаки и разметки. Это позволит, например, обозначать места парковки, предназначенные исключительно для электрических транспортных средств.

Развитие инфраструктуры

1) Строительство зарядных станций (федеральный и муниципальный уровень)
На данный момент в России реализуется сразу несколько государственных программ по увеличению количества электрозаправок: в Москве и Подмосковье (в планах установить 2260 зарядок в течение шести лет), Санкт-Петербурге (29 станций), Краснодаре, Сочи и других городах.

Государственная компания «Автодор» до 2020 года должна установить 70 электрозарядных станций на междугородних, а также международных автотрассах.

Помочь наращиванию числа ЭЗС должно было постановление правительства, которое обязывает АЗС устанавливать станции быстрой зарядки электромобилей. Но так как никаких санкций за нарушение этих правил установлено не было, то АЗС не спешат устанавливать ЭЗС.

2) ГОСТ для ЭЗС (федеральный уровень)
В России в 2017 году утвердили ГОСТ с требованиями к зарядным станциям для электромобилей. Стандарт допускает использование технологии Vehicle-to-grid, которая позволяет заряжать электромобиль и отдавать энергию, накопленную в аккумуляторной батарее, обратно в электросеть.

Государственные закупки

1) Закупки электробусов (муниципальный уровень)
В конце 2017 года власти Москвы в лице ГУП «Мосгортранс» объявили конкурс на поставку 300 электробусов (с сервисным обслуживанием в течение 15 лет) и 98 скоростных зарядных станций для них. В дальнейшем планируется ежегодно приобретать по 300 таких машин в год, а с 2021 года город будет закупать только электробусы.

В Санкт-Петербурге предпочли развивать электробусы с динамической подзарядкой. Такие машины сочетают достоинства классического троллейбуса с возможностью преодолевать значительные расстояния на автономном ходу. В 2017 году город уже потратил более 2 млрд руб. на шесть троллейбусов и 85 электробусов с динамической зарядкой. Всего по госконтракту в 2017–2018 годах должны пополнить автопарк общественного транспорта 115 электробусов с динамической зарядкой.

Выводы

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что Россия значительно отстает от лидирующих стран по развитию электрического транспорта. Причин для этого отставания несколько.

Во-первых, одним из сдерживающих факторов для развития электромобилей являются свойственные для нашей страны холодный климат и большие расстояния, учитывая ограниченную дальность пробега на одной зарядке. Однако на данные обстоятельства никак нельзя повлиять, к тому же, с развитием аккумуляторных технологий они будут иметь всё меньшее значение, поэтому имеет смысл сконцентрироваться на тех вещах, которые можно изменить.

Прежде всего, это практически полное отсутствие государственной поддержки сектора. Существующих мер стимулирования недостаточно для того, чтобы придать начальный импульс покупателям и автопроизводителям. В частности, это касается развития зарядной инфраструктуры, наличие и доступность которой имеет первостепенное значение для потребителей при принятии решения о покупке электромобиля. В этой связи можно перенять опыт других стран, предоставляя субсидии или налоговые вычеты при установке частных или общественных зарядных станций, а также льготные тарифы на электроэнергию.

Другой проблемой является отсутствие предложения, что можно исправить, создав первоначальный спрос за счёт проведения государственных закупок электрического транспорта.

Кроме того, сдерживающим фактором является отсутствие нематериальных льгот для владельцев электромобилей. Улучшить ситуацию можно, последовав примеру других стран и введя наряду с дорожными знаками также особые номерные знаки для электромобилей. Это облегчит идентификацию электрических транспортных средств и позволит предоставлять им преимущества на дорогах, такие как бесплатный проезд по платным дорогам, возможность движения по выделенным полосам и право на преимущественную парковку около зарядных станций.

Также не стоит забывать о том, что стоимость электромобилей выше, чем бензиновых и дизельных автомобилей, поэтому материальное стимулирование не менее важно. Для поддержки отрасли можно отменить транспортный налог для электрических транспортных средств по всей стране, ввести нулевые таможенные пошлины, аннулировать НДС и, наконец, предоставить субсидии на покупку. Возросшие государственные расходы на поддержку электромобилей возможно компенсировать увеличением налогов на автомобили с ДВС, к примеру, повысив акцизы на топливо.

Более того, в России практически отсутствует стимул для производителей разрабатывать экологически чистые виды транспорта. Существующий стандарт Евро-5 устарел, но даже учитывая запрет на продажу новых автомобилей ниже данного экологического класса, на дорогах нашей страны продолжают ездить автомобили, не соответствующие даже Евро-0. Чтобы исправить ситуацию, необходимо повысить налог на старые транспортные средства, ужесточить требования к выбросам, а также предоставить автопроизводителям гранты на разработку более эффективных и продвинутых транспортных средств.

Все вышеперечисленные меры, с большой долей вероятности, позволят России сократить отставание от стран с крупнейшим автопарком электромобилей, уменьшить выбросы в транспортном секторе и, в конечном счете, сделать важный шаг на пути к устойчивому развитию.

В заключение хочется сказать, что переход на электромобили не решит все глобальные экологические проблемы. Но в связке с развитием возобновляемой энергетики — это прекрасный способ ускорить переход к устойчивому транспортному сектору. Электрические автомобили являются новым витком технологического прогресса, за ними последуют электрические корабли и самолеты, а в конечном счете это поможет свести к минимуму выбросы и потребление ископаемого топлива в пассажирских и грузоперевозках.
Источник:  http://renen.ru
Короткая ссылка на новость: http://energo-sibir.ru/~yRuBA