ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Мнение

Историческая развилка. Будет ли развиваться возобновляемая энергетика в России России предстоит выбрать путь технологического развития энергетики на десятки лет вперед


Сегодня ведется широкая дискуссия по выбору дальнейшего пути развития электроэнергетической системы страны. Более 30% функционирующих энергоблоков тепловой генерации имеет возраст более 40 лет, и за горизонтом 2021 года большая часть из них должна быть выведена из эксплуатации, что уменьшит существующий резерв мощности. В целях поддержания дальнейшего надежного обеспечения потребителей электроэнергией и теплом было принято важное решение по созданию новой программы «ДПМ модернизация старых энергоблоков».

Вместе с тем рассматривается и вопрос дальнейшего создания новых генерирующих мощностей на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и определения мер их поддержки. Однако из-за недостаточной статистики по работе такого рода объектов в составе энергосистемы не до конца определен допустимый предельный объем установленной мощности ВИЭ. Перед государством сейчас стоит непростая проблема — грамотно распределить инвестиционный ресурс для обеспечения дальнейшего надежного функционирования и развития российской энергетики. И стратегическое решение о поддержке генерации на основе ВИЭ будет важным шагом в сторону интенсивного экономического развития энергетической отрасли.

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Актуальность энергоаудита

ЗаконодательствоПрограммы энергосбережения
Актуальность энергоаудитаМетодики
Стоимость энергоаудитаОборудование
Поиск энергоаудитораОбмен опытом
Реестр СРО



Актуальность энергоаудита  

Энергоэффективность является одним из определяющих факторов развития предприятия. В настоящее время интерес к энергоаудиту значительно возрос. На предприятиях самого разного профиля все больше задумываются над сокращением издержек и, в первую очередь, затрат на энергоресурсы. Опыт  энергетических обследований предприятий показывает, что неоправданные потери приносят многомиллионные убытки. Даже незначительное снижение энергозатрат приводит к уменьшению энергетической составляющей в себестоимости продукции. А это позволяет предприятиям увеличить свою прибыль.  

Профессиональный энергоаудитор выявляет внутренние потери в кабельных линиях, трансформаторах, высокие расходы на собственные нужды, низкий КПД работы энергооборудования и т. д.    

Можно с уверенностью предположить, что развитие энергетического рынка и дальнейшее увеличение тарифов вызовет еще более повышенный спрос на услуги энергоаудиторских фирм.

Термины энергетическое обследование и энергоаудит введены федеральным законом об энергосбережении и повышении энергетической эффективности от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ. Закон об энергосбережении утверждает требования энергетической эффективности, перечень объектов энергетического обследования, цели и сроки проведения энергоаудита зданий, организаций и предприятий промышленности.

Проведение энергетического обследования является добровольным, за исключением ряда случаев, для которых закон об энергосбережении предусматривает обязательное энергетическое обследование. Проведение энергетического обследования осуществляют центры энергоэффективности, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования.


Объекты проведения энергетического обследования

Закон об энергосбережении и энергоэффективности предусматривает энергетическое обследование следующих видов сооружений:

  • энергетическое обследование административных зданий;
  • обследование и аудит сооружений и промышленных объектов;
  • энергетическое обследование многоквартирных домов;
  • энергоаудит жилых и общественных зданий.

Обязательное энергетическое обследование зданий и сооружений в ряде случаев можно не проводить. Закон об энергосбережении и энергоэффективности допускает добровольное проведение энергетического обследования зданий и сооружений в следующих случаях:

  • энергетическое обследование культовых зданий и сооружений;
  • энергоаудит объектов культурного наследия;
  • энергетическое обследование временных построек со сроком службы менее двух лет;
  • энергоаудит дачи, садового дома, объектов индивидуального жилищного строительства;
  • энергетическое обследование вспомогательных сооружений;
  • энергоаудит здания с общей площадью менее 50 м;
  • энергетическое обследование ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту строений.

Проведение энергетического обследования зданий и сооружений является обязательным в следующих случаях:

  • энергетическое обследования зданий и энергоаудит сооружений, сдаваемых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта (ФЗ 261 от 23.11 2009, глава 3, п. 11.3, 11.6, 11.8 и 12.2);
  • энергетическое обследования зданий и сооружений, подлежащих государственному строительному надзору.

Энергетическое обследование организаций проводится в рамках программы повышения энергосбережения и энергетической эффективности инфраструктуры в целом, снижения издержек и уменьшения выбросов парниковых газов. Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности устанавливает обязательное энергетическое обследование организаций и энергоаудит предприятий для следующих лиц:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие добычу, производство, переработку или транспортировку воды, газа, энергии, нефти, угля, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление энергии превышают десять миллионов рублей в год;
  • организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

Для перечисленных лиц закон об энергосбережении и энергоэффективности требует провести энергетическое обследование зданий, предприятий и энергоаудит организаций в срок до 31 декабря 2012 года с последующим проведением периодического энергетического обследования не реже одного раза каждые пять лет.

С 1 января 2010 года каждое бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им ресурсов (воды, энергоносителей, электрической энергии) в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема потребления в 2009 году с ежегодным снижением объема потребления не менее чем на 3%. Закон об энергосбережении и энергоэффективности обязывает перечисленные лица провести энергоаудит и оформить энергетический паспорт организации для определения базового объёма потребления ресурсов в 2009 году.

Класс энергетической эффективности здания определяет центр энергоэффективности по результатам проведения энергетического обследования здания. Класс энергетической эффективности продукции определяет производитель. Закон об энергосбережении обязал застройщиков размещать на фасаде сдаваемого в эксплуатацию многоквартирного дома класс энергетической эффективности здания. Владельцы помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности здания и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности здания устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти.

С начала 2010 года для сдаваемых в эксплуатацию зданий и сооружений необходимо провести энергетическое обследование и присвоить класс энергетической эффективности здания. В срок до 31 декабря 2012 года организации, утвержденные законом об энергосбережении и энергоэффективности должны провести энергетическое обследование административных зданий и определить класс энергетической эффективности.


Контроль за исполнением

Полномочия по контролю и надзору за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с пунктом 5.3.1.19 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401. Приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2011 года № 653 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.

При этом в соответствии с пунктом 8 Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности плановые проверки соблюдения требования в отношении проведения энергетического обследования в установленные сроки лицами, для которых проведение энергетического обследования в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности является обязательным, подлежат проведению в году, следующем за годом, в котором согласно требованиям законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности завершается срок, установленный для проведения обязательного энергетического обследования.

Полномочия по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования возложены на Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) в соответствии с пунктом 4.3.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года № 400. Приказом Минэнерго России от 30 декабря 2011 года № 650 утвержден Порядок проведения Министерством энергетики Российской Федерации плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

По оценкам экспертов, энергоаудит промышленных предприятий позволяет повысить энергоэффективность производства на 35% и снизить затраты бюджета на 10-15%.