Мнение
На Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2018 глава «Газпрома» Алексей Миллер выступил на панельной сессии «Газ как эффективный инструмент достижения экологических целей глобальной экономики». В его речи можно было услышать ряд энергетических мифов, следование которым может привести к ошибкам в планировании развития энергетического сектора и неправильным инвестиционным решениям.
Справочник
Ячеистая мембрана в топливном элементе разделяет отсеки, наполненные раствором метанола и катализатором (катализатор различается у различных производителей). Если катализатор и раствор метанола смешать, то в результате химической реакции образуются свободные заряды, которые и можно использовать для питания портативного или карманного ПК. До недавнего времени мембраны, применяемые в метанольных топливных элементах (DMFC -- Direct Methanol Fuel Cell), не отличались высокой плотностью, т. е. разделительный слой между метанолом и катализатором не был достаточно непроницаемым. Как результат, определенное количество химических реакций происходило спонтанно, что расходовало драгоценную энергию, повышало температуру топливного элемента и требовало от разработчиков использования растворов с низким уровнем концентрации метанола.
Чем меньше концентрация, тем меньше время работы такого элемента. До настоящего времени рекорд принадлежал компании Hitachi, выпустившей топливные элементы с содержанием метанола 20-30%. PolyFuel может повысить этот показатель до 50% и со временем перейти на чистый метанол. Это позволит либо увеличить время работы батареи, либо значительно уменьшить ее размеры. Сейчас топливный элемент с мембраной PolyFuel имеет плотность энергии 500 Вт/л. Батарея способна выдавать 56 Вт мощности, что в 2 раза больше, чем требуется большинству современных ноутбуков.
Чем меньше концентрация, тем меньше время работы такого элемента. До настоящего времени рекорд принадлежал компании Hitachi, выпустившей топливные элементы с содержанием метанола 20-30%. PolyFuel может повысить этот показатель до 50% и со временем перейти на чистый метанол. Это позволит либо увеличить время работы батареи, либо значительно уменьшить ее размеры. Сейчас топливный элемент с мембраной PolyFuel имеет плотность энергии 500 Вт/л. Батарея способна выдавать 56 Вт мощности, что в 2 раза больше, чем требуется большинству современных ноутбуков.
Недостатки
При всех преимуществах такого получения энергии главная потенциальная проблема очевидна. В небольших количествах метанол не опасен для окружающей среды, однако увеличение его концертрации делает батареи PolyFuel потенциально взрывоопасными, кроме того метанол сам по себе является очень токсичным веществом. Поэтому отдельное внимание следует обратить на обеспечение безопасности.
Еще одним спорным моментом является перезарядка. Некоторые эксперты уверены, что замена картриджа с метанолом вместо энергоемкой подзарядки аккумуляторов или просто выбрасываемых обычных батарей является преимуществом элементов PolyFuel. Возможность не тратиться на электроэнергию безусловно является преимуществом. Тем более что сам метанол является почти бесплатным: примерно 10 центов США за литр. Однако в силу новизны технологии стоимость самих картриджей довольно высока, и необходимость выбрасывать их через 8-10 часов работы ноутбука отрицательным образом скажется на продажах элементов. Тем не менее, развитие технологии как таковой скорее всего снизит цену, позволив как можно более широкому кругу потребителей воспользоваться этой новинкой технического прогресса.
Еще одним спорным моментом является перезарядка. Некоторые эксперты уверены, что замена картриджа с метанолом вместо энергоемкой подзарядки аккумуляторов или просто выбрасываемых обычных батарей является преимуществом элементов PolyFuel. Возможность не тратиться на электроэнергию безусловно является преимуществом. Тем более что сам метанол является почти бесплатным: примерно 10 центов США за литр. Однако в силу новизны технологии стоимость самих картриджей довольно высока, и необходимость выбрасывать их через 8-10 часов работы ноутбука отрицательным образом скажется на продажах элементов. Тем не менее, развитие технологии как таковой скорее всего снизит цену, позволив как можно более широкому кругу потребителей воспользоваться этой новинкой технического прогресса.
Назад в раздел