Мнение
На Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2018 глава «Газпрома» Алексей Миллер выступил на панельной сессии «Газ как эффективный инструмент достижения экологических целей глобальной экономики». В его речи можно было услышать ряд энергетических мифов, следование которым может привести к ошибкам в планировании развития энергетического сектора и неправильным инвестиционным решениям.
Справочник
Проблема энергосбережения во всем мире в последние годы привлекает внимание политиков и экономистов. Во многих странах мира принимаются новые законодательные акты, направленные на обеспечение снижения энергопотребления, совершенствуются уже принятые законы. Амбициозная задача снижения энергопотребления на 20% к 2020 году привела к тому, что во второй половине
В частности, в 2006 году ЕС была принята так называемая энергосервисная Директива (Директива 2006/32/ЕС от 5 апреля 2006 года по повышению эффективности конечного использования энергии и энергетических услуг). Схожие цели были поставлены и Российским Правительством — снизить энергопотребление на 15% по сравнению с уровнем 2009 года к 2015 году. В результате в России был принят и вступил в силу Федеральный закон №
В целом цели и задачи этих документов были схожи и состояли в создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В определенной мере эти документы предполагали использовать для решения поставленных задач схожий инструментарий: установление целевых нормативов, разработку программ энергосбережения, внедрение в практику работы организаций энергосервисных контрактов.
В тоже время эти документы имели существенные различия. К числу подобных отличий следует отнести:
1. Энергосервисная Директива носит не прямой характер и должна быть конкретизирована в национальных законодательствах. Закон № 261 имеет прямое действие. Рамочной характер Директивы позволяет странам ЕС более гибко подходить к определению конкретных мер по стимулированию повышения энергоэффективности исходя из конкретных условий и возможностей разных
2. Особенностью Закона № 261 является то, что его положения установлены не только в отношении энергоресурсов, но и всего централизованного водоснабжения и водоотведения, тогда как Энергосервисная Директива затрагивает потребление только горячей воды.
3. Закон № 261 в основном предусматривает административные меры, не вводя практически никакой материальной заинтересованности для проведения энергосбережения. Он устанавливает требования, слабо подкрепленные конкретными экономическими стимулами, в то время как директива ЕС предлагает государствам разработать систему поощрений экономии энергетических ресурсов за счет создания финансовых стимулов. В качестве финансовых инструментов для поддержки экономии энергии государственными организациями или частными фирмами, Директива рассматривает практически все финансовые инструменты государственной поддержки, включая:
* создание специальных фондов,
* выделение государственных субсидий,
* предоставление налоговых льгот,
* льготирование займов при привлечении стороннего финансирования,
* использование энергосервисных контрактов,
* предоставление государственных гарантий по выполнению контрактов, обеспечивающих прямую экономию энергии, энергоаудит и другие контракты, которые связаны с экономией энергии и доступны на рынке.
4. Особое внимание Энергосервисная Директива обращает на государственный сектор стран ЕС, который должен стать примером энергоэффективного использования ресурсов. В Законе № 261 бюджетному сектору также уделяется большое внимание, но в отличие от Директивы, в которой предусмотрено прямое субсидирование энергосберегающих мероприятий, Закон № 261так и не решает вопрос финансирования энергосберегающих мероприятий в этой сфере. Точнее он предполагает, что основное финансирование энергосберегающих мероприятий будет реализовано с использованием механизма
5. Согласно Энергосервисной Директиве квалификация, аккредитация и сертификация поставщиков энергосервисных услуг энергетического аудита и мер по энергоэффективности может осуществляться по усмотрению
6. Директива предусматривает возможность дифференциации целевых показателей энергосбережения по разным странам. Дифференциация на национальном уровне должна учитывать уже достигнутые результаты и
7. Проведенный анализ показывает, что основные различия в концепциях этих двух документов лежат в способах государственной поддержки и стимулирования энергосбережения. Так Директива предполагает достичь значительных результатов в области энергосбережения за счет развития системы услуг по экономии энергетических ресурсов и создания мощных стимулов спроса на подобные услуги. В России же ФЗ № 261 рассчитан на широкое применение административных мер, в которые входит система штрафов накладываемых на должностных лиц и организации, практически по любому поводу. Фактически Закон № 261 не вводит никаких стимулов для организаций в проведении мероприятий по энергосбережению. В качестве крайне ограниченных стимулов можно рассматривать субсидирование части мероприятий в программах энергосбережения, да предоставления финансовых преференций, состав и размеры которых не определены. Но если меры административных наказаний прописаны достаточно конкретно, то финансовые меры описываются крайне расплывчато.
Набор технических мероприятий, которые могут быть осуществлены для повышения энергоэффективности как в России, так и в странах ЕС примерно одинаков. Основной проблемой в России является не то, что нужно найти
Елена Андреева, специалист
Источник: www.spbenergo.com
Назад в раздел