ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Справочник

Регион планирует энергоэффективность


Николай Данилов, научный руководитель ГБУ Свердловской области «Институт энергосбережения», д.э.н., профессор
Мария Степанова, к.э.н.

Это актуально и для региона как единой социально-экономической системы. Свердловская область – один из наиболее экономически развитых регионов России со значительными человеческими, минеральными, производственными ресурсами. В экономике региона преобладают ТЭК, черная и цветная металлургия, машиностроение, т.е. отрасли, требующие значительных ресурсных и энергетических затрат. Из-за этого энергоемкость ВРП Свердловской области превышает энергоемкость ВВП России почти в 1,3 раза, т.е. рост цен на энергоносители сильнее грозит неприбыльностью нашим предприятиям, а следовательно – дефицитом бюджета и свертыванием социальных программ. При этом собственные энергетические ресурсы могут покрыть потребности региона не более чем на 10% (рис. 1).

В силу климата и развития городов значительные затраты энергии приходятся на ЖКХ. И в промышленности, и в ЖКХ недостаток инвестиций в последние десятилетия привел к износу основных фондов, а это, в свою очередь – к повышенным потерям энергии. Для повышения энергоэффективности требуется комплекс модернизационных мер и значительные инвестиции.
При этом подсчитано, что реализация потенциала энергосбережения обходится в 2-6 раз дешевле, чем генерация того же количества энергии за счет ввода новых мощностей. Таким образом, рост энергоэффективности позволяет высвобождать колоссальные инвестиционные ресурсы для использования в других отраслях.
Конкурентоспособность металлургических и машиностроительных производств области, особенно после вступления России в ВТО, зависит в том числе от доли ТЭР в себестоимости, уменьшить которую также должно повышение энергетической эффективности производства.
Энергетический сектор находится в самом начале большинства технологических цепочек, и от своевременного наличия достаточных энергоресурсов напрямую зависят экономический рост и социальная стабильность. В то же время ввод новых генерирующих мощностей не только долог, но и требует значительных инвестиций, таким образом, должен быть тщательно просчитан на годы вперед и увязан с планами социально-экономического развития.

st1.jpg
Рис. 1. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в Свердловской области в 2007 и 2010 гг.

Расчеты показывают, что для снижения энергоемкости ВРП Свердловской области к 2020 г. на 40% к уровню 2007 г. необходимо прирост потребности в топливе и энергии на 90% покрывать за счет энергосбережения и снижения удельного потребления топливно-энергетических ресурсов.
Как видим, энергетический диагноз экономике региона уже требует научных подходов и определенных расчетов. Действительно, чтобы говорить о региональной политике повышения энергоэффективности, нужна целая система мониторинга, анализа и прогнозирования.
Ее элементы начали выстраиваться в регионе с 1996 г. с принятием первых соответствующих нормативно-правовых актов областного уровня. Тогда же появилась первая областная целевая программа энергосбережения. Позже в регионе по заказу Министерства энергетики и ЖКХ силами Института энергосбережения и Института экономики УрО РАН была разработана экономико-математическая модель расчета топливно-энергетического баланса области, и сегодня рассчитывается как ТЭБ для текущего года, так и на прогнозный период.

st2.jpg
Рис. 2. Потенциал энергосбережения в отраслях экономики Свердловской области, тыс. т у.т.

В соответствии с федеральными требованиями в 2010 г. была разработана Региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2015 г. с показателями до 2020 г. В настоящее время она в очередной раз корректируется, в частности, новый документ объединит в себе и планирование бюджетных ассигнований, традиционно свойственное областным целевым программам, и аналитическую и прогнозную часть.
В 2011 г. впервые на основе накопленных статистических данных и методических разработок был подготовлен Государственный доклад «О государственной политике энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Свердловской области за 2010 год», аккумулировавший всю информацию от анализа ситуации с энергоемкостью в отраслях экономики и социальной сферы до рекомендаций и прогнозных показателей.
Все перечисленные меры – это инструменты региональной политики повышения энергоэффективности. А его основой является экономико-энергетическое планирование, которое рассматривает взаимосвязь макроэкономических и энергетических показателей на уровне региона.
С помощью расчетов топливно-энергетического баланса стало возможным оценить потенциал энергосбережения в регионе. Он составляет порядка 17 млн т условного топлива в год – по сути, целое месторождение. До 2020 г. можно высвободить до 180 млн т у.т. Основная доля (более 40%) приходится на промышленность и строительство, треть – ресурсы топливно-энергетического комплекса, 13% – жилищного сектора (рис. 2).
Одновременно со снижением энергоемкости необходимо также вовлекать в топливно-энергетический баланс области местные виды топлива. Нужны комплексные обследования промышленных предприятий с целью определения потенциала и полезного использования вторичных энергоресурсов, поскольку, например, только за счет использования низкопотенциального тепла отходящих газов на металлургических производствах можно достичь существенного эффекта.
Эффективность экономики и благополучие социальной сферы современного региона невозможны без оптимизации показателей энергетической эффективности, а это, в свою очередь, невозможно без комплексного экономико-энергетического планирования.

Источник: EnergyLand.info


Назад в раздел