ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Справочник

Энергоэффективность начинается с планирования


Энергосбережение как тенденция

Для государства или региона повышение энергетической эффективности – путь в глобализующуюся мировую экономику и обязательное условие благосостояния граждан. Снижение энергоемкости товаров и услуг для бизнеса – также залог конкурентоспособности и сильных позиций на рынках.

Да и с точки зрения устойчивости развития, экологических аспектов, глобальной безопасности эффективно используемая энергия – это непреходящая общечеловеческая ценность.

У России в этой «энергетической» системе координат положение не самое благоприятное, это за последние два года стало общепризнанным фактом. Не случайно увязаны в поручениях Президента РФ модернизация и рост энергоэффективности. А задача снизить удельную энергоемкость ВВП страны на 40% к 2020 г. по отношению к уровню 2007 г. формализует в конкретных цифрах цель, поставленную самой жизнью.

В Свердловской области мониторингом и анализом показателей, индикативным планированием в сфере энергоэффективности занимается Государственной бюджетное учреждение «Институт энергосбережения» (ИНЭС).

Важнейшим направлением мы считаем именно энергетическое планирование. Мониторинг статистических показателей, расчеты топливно-энергетического баланса региона, рейтинга энергоэффективности муниципальных образований позволяют иметь объективную картину происходящих в регионе процессов в «энергетических координатах».

С другой стороны, благодаря опыту энергообследований промышленных, социальных и коммунальных объектов мы понимаем, что происходит на конкретных объектах, и выявляем типичные проблемы. Эта работа становится основой методических документов, которые затем тиражируются для использования на других похожих зданиях и в организациях. Так, в 2009 г. ИНЭС провел комплексные энергетические обследования типовых зданий среднеобразовательных школ, по результатам которых были сформированы и направлены в Минэнерго Свердловской области рекомендации. И это также является еще одним кирпичиком в общее здание энергетического планирования в регионе – без этой информации сложно говорить о повышении энергоэффективности.

Особую важность приобретают аспекты энергосбережения в бюджетной сфере – как по причине обязательного снижения затрат на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) как минимум на 3% в год, так и с учетом имеющегося потенциала. Нельзя забывать и о «флагманском» характере проектов в бюджетной сфере – они являются наглядным примером, демонстрирующим важность и возможности для более эффективного энергопользования. На ИНЭС третий год возложена функция согласования лимитов на энерго- и водопотребление в натуральном выражении для организаций, финансируемых из регионального и местных бюджетов. Таких организаций в Свердловской области более 9000, а зданий в их ведении – несколько десятков тысяч. Таким образом, необходимо развернуть работу по энергопаспортизации, а главное – запустить в бюджетных организациях механизм планирования мероприятий по энергосбережению и расходов на них.

Таким образом, разносторонняя деятельность ИНЭС вся в той или иной мере построена на энергетическом планировании и попытках привнести его в повседневную практику во всех сферах.

Для Свердловской области повышение энергоэффективности еще более актуально, чем для многих российских регионов, так сложилось исторически. С одной стороны, традиционные для Урала горнодобывающая и металлургическая промышленность требуют больших энергетических затрат, а с другой –собственных топливных ресурсов в балансе лишь 3-5%. Энергоемкость ВРП Свердловской области превышает энергоемкость ВВП России почти в 1,3 раза. Структура региональной экономики остается уязвимой из-за высокой энергоемкости металлургии и машиностроения, а также тесной зависимости себестоимости и прибыли предприятий от роста тарифов на энергию.

В Свердловской области программы энергосбережения разрабатываются с 1996 г. В результате энергоемкость ВРП в регионе с 2000 по 2008 гг. снижалась среднегодовыми темпами 5,5%.

По расчетам аналитиков Института энергосбережения, для снижения энергоемкости ВРП Свердловской области к 2020 г. на 40% к уровню 2007 г. необходимо с 2013 г. снижать энергоемкость ВРП на 5,5-6 % в год ежегодно; темп роста ВРП с 2013 г. довести до 7,5-8% в год; прирост потребности в топливе и энергии на 90% покрывать за счет энергосбережения и снижения удельного потребления топливно-энергетических ресурсов. Эти цифры позволяют по-новому взглянуть на процесс и всю организацию работы по росту энергоэффективности в области.

Можно категорически утверждать: неважно – растет производство или падает, пока его энергоэффективность низка – ресурсы уходят в трубу, и развитием такую ситуацию назвать нельзя. Для России в целом, а для областной экономики в особенности, повышение энергоэффективности – единственно возможный вариант положительного развития событий.

Региональная программа

Согласно новому законодательству, все регионы обязаны разработать собственные программы повышения энергоэффективности. В Свердловской области программы энергосбережения разрабатываются не первый год, и в 2010 г. мы смогли сформировать такую программу как квинтэссенцию всего опыта и наработок Института энергосбережения. Тем более, что впервые на федеральном уровне определены общие требования к такому документу. Региональная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2010-2015 гг. с целевыми установками до 2020 г. утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2 июля 2010 г. №1022-ПП.

Мы рассматриваем Региональную программу как главный инструмент энергетического планирования на уровне области. В ее основу положен топливно-энергетический баланс (ТЭБ) региона, который рассчитывается Институтом на протяжении нескольких лет. Именно ТЭБ дает представление о происходящих в экономике процессах в энергетических единицах, не зависящих от инфляции, конъюнктуры рынков и колебаний валютных курсов. Ставя целью скорейшее преодоление последствий экономического кризиса, восстановление экономического роста, конкурентоспособность продукции на отечественном и зарубежных рынках, сдерживание нагрузки коммунальных платежей на муниципальные и областной бюджеты и на доходы населения, обеспечение энергетической и экологической безопасности региона, необходимо обеспечить соответствующие энергетические ресурсы. Однако при сохранении текущего уровня энергоемкости для этого придется неоправданно наращивать мощности ТЭК, отвлекая огромные инвестиции от других секторов экономики.

Именно ТЭБ позволил оценить энергоемкость по отдельным отраслям и видам продукции, а также определить потенциал энергосбережения. Он равен порядка 17 млн т условного топлива в год – это целое месторождение. Причем «разработка» обойдется в 2-6 раз дешевле, чем получение этой же энергии путем наращивания генерирующих мощностей. А до 2020 г., по нашим расчетам, можно высвободить до 180 млн т.у.т. Основная доля (более 40%) приходится на промышленность и строительство, треть – ресурсы топливно-энергетического комплекса, 13% - жилищного сектора.

Надо подчеркнуть, что повышение энергетической эффективности и энергосбережение не означают снижения качества жизни. Не об ограничениях на подачу воды и не о снижении температуры в отопительных сетях идет речь, а о разумном и обоснованном расходовании энергии с тем, чтобы тратить ее меньше для получения того же конечного результата. Простой пример: в теплосетях средняя величина потерь достигает 50%, т.е. около половины тепла теряется, не дойдя до потребителя.

Расчеты позволили поставить в Региональной программе задачу сокращения бюджетных расходов на коммунальные услуги в общих расходах бюджета области к 2015 г. в 1,3 раза, к 2020 г. - в 1,5 раза по отношению к уровню 2007 г. Опыт показывает, что цифры реальные. Институт третий год занимается согласованием лимитов на тепловую и электрическую энергию, а в этом году впервые – и на все виды топлива и воду, для организаций, финансируемых из регионального и местных бюджетов. Только в 2010 г. благодаря проведенной работе были высвобождены порядка 500 млн руб. бюджетных средств.

Ключевой здесь является разработка АСУ «Лимитирование ТЭР», позволяющей автоматизировать процесс заполнения энергопаспорта и обоснования лимитов. Сегодня в системе удаленно работают не только все муниципалитеты и министерства – главные распорядители бюджетных средств, но и более 9000 бюджетных учреждений – школы, больницы, и т.д. В ближайший год будет введен механизм электронной цифровой подписи, что позволит полностью перейти на электронный документооборот и подключить к системе Региональную энергетическую комиссию. В соответствии с поручением Председателя Правительства Свердловской области именно АСУ «Лимитирование ТЭР» ляжет в основу региональной информационной системы «Энергоэффективная Свердловская область».

Одна из причин высокой энергоемкости российской экономики – низкие теплотехнические характеристики зданий и чрезмерное потребление ими энергетических ресурсов.

Необходимо осуществить переход к так называемому энергетическому дизайну, или, как это принято называть в зарубежной практике, «sustainable architecture» (дословно «устойчивая архитектура»). Эффективность здания здесь измеряется потреблением энергии (тепловой, электрической, газа и других энергоносителей, воды) при строительстве, эксплуатации и утилизации здания. При этом должен быть обеспечен комфорт пребывания людей.

Одним из ярких проектов является сотрудничество Института энергосбережения с «РЕНОВА-Строй Груп – Академическое». Институт обследовал несколько новых жилых домов в строящемся районе Академический Екатеринбурга. Еще год назад, когда никаких подобных нормативных документов не было, по собственной адаптированной методике мы рассчитали класс энергетической эффективности одного из домов и выдали энергетическую этикетку. Дому был присвоен класс «С», а в дальнейшем наши специалисты разработали Концепцию энергоэффективного строительства и выдали рекомендации, позволяющие поднять энергокласс строящегося жилья до отметки «В».

Весной 2011 г. по заказу Министерства энергетики области была разработана Энергетическая концепция энергоэффективного малоэтажного многоквартирного здания для отселения из ветхого и аварийного жилья. Планируется, что после апробации оно станет прототипом для массового строительства.

Образование

По оценкам,30% потенциала энергосбережения – это организационные методы, т.е. знания и соблюдение технологии. 10 лет в УрФУ (ранее УГТУ-УПИ) существует кафедра «Энергосбережение», выпущено множество учебников и пособий. Среди них – первый в современной России учебник «Основы энергосбережения», получивший гриф УМО и переживший на сегодня 3 переиздания; брошюра «Энергосбережение для всех», содержащая бытовые советы и рекомендации; электронный учебник «Организация работ по энергосбережению в муниципальных образованиях Свердловской области»; учебник для старших классов школ по энергосбережению.

Выпускники кафедры – инженеры различных специальностей, понимающие суть проблем энергоэффективности. На кафедре прошли обучение более 15000 студентов старших курсов десяти факультетов УрФУ. Успешно действует в области при активном участии ИНЭС система повышения квалификации специалистов по энергосбережению с последующей персональной сертификацией выпускников.

Несколько лет действует Региональный учебно-методический центр по сертификации специалистов в области энергосбережения и управлению качеством. Прошли обучение и получили квалификационные сертификаты более 4000 специалистов предприятий и организаций Свердловской области и Уральского региона: промышленных, сельскохозяйственных предприятий, организаций бюджетной сферы и ЖКХ, строительного комплекса.

Действует организованная совместно с НП «Союз «Энергоэффективность» (саморегулируемая организация - СРО) система подготовки энергоаудиторов. Сегодня в рабочей повестке дня – создание в сотрудничестве с партнерами Научно-образовательного центра.

Важность подготовки высококвалифицированных инженерных кадров отметил в марте 2011 г. в своей поездке в Хакасию Президент России. «Все креативные решения, вся модернизация, о которой мы так много сейчас говорим, будет делаться только инженерами, представителями инженерных наук, точных наук, естественных наук», - сказал Президент.

Задачи по росту энергоэффективности перед регионом, бюджетной сферой, всеми хозяйствующими субъектами стоят очень амбициозные. Уверен, с применением научных и методических подходов, введением в практику энергетического планирования и обучения, область с этими задачами справится.


Николай Данилов, директор ГБУ Свердловской области «Институт энергосбережения», зав. кафедрой «Энергосбережение» УрФУ, д.э.н., профессор

Фото Дениса Симонова и Олега Никитина

Источник: energyland.info



Назад в раздел