ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Справочник

Зеленая экономика – шанс для устойчивого развития Молдовы


Зеленая экономика (англ. Green economics) — направление в экономической науке, сформировавшееся в последние два десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью. Теория зеленой экономики базируется на трех аксиомах: невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве; невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов; все на поверхности Земли является взаимосвязанным. Постоянный экономический рост невозможен – возможно только постоянное экономическое развитие. Концепция «зеленой экономики» получает все больший общественный резонанс. Она активно обсуждается экспертами, политиками, неправительственными организациями. Сторонники концепции «зеленой экономики» считают, что преобладающая сейчас экономическая система несовершенна. Хотя она дала определенные результаты в повышении жизненного уровня людей в целом, и особенно ее отдельных групп (или групп стран), негативные последствия функционирования этой системы значительны: это экологические проблемы (изменение климата, опустынивание, утрата биоразнообразия), истощение природного капитала, широкомасштабная бедность, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии, неравенство людей и стран. Все это создает угрозу для нынешнего и будущего поколений. Для выживания и развития человечества требуется переход к «зеленой экономике» – то есть системе видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита.

Для перехода к «зеленой экономике» предлагается широкий спектр инструментов, такие как: соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий, оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде; политика государственных закупок, которая поощряет производство экологичной продукции и использование соответствующих принципам устойчивого развития  методов производства; реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение; рост государственных инвестиций в соответствующую принципам устойчивого развития инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала; целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий; социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими стратегиями.

На Конференции ООН по Устойчивому Развитию «Рио+20», которая пройдет на высшем уровне в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 2012 г., одна из двух центральных тем конференции и ключевого документа, который будет принят – «Зеленая Экономика в контексте устойчивого развития и искоренение бедности». Инвестирование всего 2% мирового ВВП в десять ключевых секторов может инициировать переход к низкоуглеродной, ресурсоэффективной экономике. В новом докладе ЮНЕП говорится, что переход к «зеленой» экономике может быть обеспечен ежегодным вложением в 2012-2050 гг. 2% мирового ВВП (примерно 1,3 млрд долларов при нынешнем мировом ВВП) в такие ключевые сектора, как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика, рыболовство, лесное хозяйство, промышленность, туризм, транспорт, утилизация и переработка отходов и управление водными ресурсами. Однако эти инвестиции должны быть поддержаны реформированием национальной и международной политики.

Ответ на вопрос, является ли Зеленая экономика перспективной для Республики Молдова, связан с ответами на ряд других, не менее важных вопросов: какие отрасли национальной экономики следует развивать в ближайшие 10-20 лет для устойчивого социально-экономического развития страны и сокращения внешней зависимости (как сырьевой, так и финансовой); каким реальным потенциалом для развития обладает страна на данном этапе: человеческим, институциональным, экономическим, природным; что является приоритетным для правительства: обеспечение экономического роста или устойчивое долгосрочное социально-экономическое развитие страны; за счет чего баланс импорта/экспорта может стать положительным, или, по крайней мере, существенно сократиться? Или, другими словами, когда из общества чистого потребления мы сможем приблизиться к модели общества производства (товаров и услуг). Пока ни в программах правительства, ни в проекте Стратегии национального развития РМ «Молдова 2020» однозначного ответа на все эти вопросы нет. Позиция руководства страны определилась пока только по ряду приоритетов, включенных в проект Стратегии «Молдова 2020», такие, как образование, дорожная инфраструктура, энергетика, сфера финансирования, развитие предпринимательства, финансовая устойчивость пенсионной системы и улучшение качества и эффективности юстиции. При этом основной целью Стратегии является ускорение экономического роста и сокращение уровня бедности. Такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и сфера услуг, которые более напрямую, чем выбранные правительством, влияют на рост ВВП, не упомянуты среди приоритетов. И это несмотря на то, что на ближайшие десять лет Министерство экономики связывает развитие страны именно с развитием промышленности, сельского хозяйства и торговли. Загадочным остается и то, как правительство собирается достичь ускорения экономического роста без учета проблем здравоохранения (или рабочей силы, если смотреть только с точки зрения экономической выгоды), без развития природоохранной инфраструктуры (водоснабжения и канализации, менеджмента отходов и химических веществ, территориального планирования), без которых ни одно современное общество не может сделать и шага вперед?

В Молдове накоплен более чем десятилетний опыт внедрения органического/экологического сельского хозяйства и именно эти продукты востребованы в странах ЕС. В стране более 100 предприятий готовы перейти на модели «Более чистого производства» (Cleaner Production), но не существует достаточных законодательных и фискальных рамок для их поддержки, а также распространения этой модели на большую часть предприятий. И если ISO 9001 (менеджмент качества) в Молдове уже никого не удивить, то ISO 14 000 (природоохранный менеджмент на предприятии) и ISO 50 000 (энергетическая эффективность) в нашей стране еще никем не внедряются. Я уже не говорю о простых, обыденных процедурах, на которые передовые страны мира и Евросоюз давно уже перешли и успешно внедряют, такие как Зеленый Офис (Green Office) (энерго- и ресурсосбережение в офисах), Зеленые Закупки (Green Procurement) и Зеленые Встречи (Green Meetings) - направленные на экономию бюджетных средств и ресурсов в целом. И если мы хотим создавать промышленные парки, без инфраструктуры и природоохранных требований не обойтись! Только они могут стать не обузой, а катализатором внедрения прогрессивных, более чистых технологий, более эффективных, конкурентоспособных и перспективных инвестиций. И если мы хотим, чтобы наши дороги стали не хуже европейских, давайте подумаем и о том, какие машины будут по ним ездить. Ведь достаточно тех нескольких десятков тысяч изношенных, изживших себя грузовиков, тракторов и автобусов, которые у нас «на вооружении», чтобы от этих новых дорог ничего не осталось! Да и по части электрификации железной дороги от нас отстали только несколько стран в мире.

Оценки Всемирного банка, ПРООН и ОЭСР показывают, что ежегодно Республика Молдова теряет несколько сотен миллионов долларов только из-за деградации природных ресурсов, и в первую очередь – земельных. Потери, связанные с качеством питьевой воды, атмосферного воздуха и загрязнением химическими веществами и отходами только усугубляют эту картину. Экономисты советуют: сначала нужно правильно, эффективно и экономично использовать то, что имеешь, а уже потом строить планы на будущее, исходя из перспектив и региональных/глобальных тенденций. Сколько простоит дом, построенный без фундамента? Национальный Семинар по Зеленой экономике, организованный в декабре 2011 года Министерством окружающей среды, при поддержке ПРООН, ЮНЕП и методологической поддержке ОЭСР, на котором участвовали как национальные специалисты, представители ключевых министерств, так и банковской сферы, производства и партнеры по развитию, подтвердил, что этот путь экономического развития является наиболее перспективным для нашей страны. Перспективными секторами для внедрения принципов Зеленой экономики в Молдове считаются: энергетический, сельскохозяйственный, промышленный, транспортный, строительный, торговый, водный сектор, управление отходами и менеджмент природных ресурсов. Параллельные инвестиции должны идти в развитие потенциала секторов здравоохранения и образования, в том числе, природоохранного, экологического образования или образования для устойчивого развития (13% всех учебных программ в Европе).

Согласно Глобальному Отчету о человеческом развитии «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех» за 2011 год, подготовленным ООН, по Индексу Развития Человеческого Потенциала (уровень жизни, грамотность, образованность и долголетие) Республика Молдова на 111 месте в мире. За нами, из стран бывшего СССР – только Узбекистан. Даже Монголия и Габон нас опередили. Уверен, что именно выбор направления развития и приоритетов страны влияет на эту ситуацию, и только направив усилия на решение этих проблем, можно изменить общую картину к лучшему. А пока граждане Молдовы содействуют росту ВВП и индекса развития других стран. Я не против этого, даже где-то рад, что есть на кого равняться и у кого поучиться. Да и глобализацию никто не отменит, пока существует современная цивилизация, но хотелось бы наладить лучшую жизнь по всем направлениям и в нашей стране, постепенно, но уверенно и стабильно. В то же время, международный опыт показывает, что комплексное внедрение принципов Зеленой экономики не только благотворно влияет на решение природоохранных проблем, но, в первую очередь, положительно сказывается на социально-экономическом развитии в целом, так как обладает более комплексными подходами и решениями. От того, сможет ли наша страна совершить рывок в будущее, используя имеющийся положительный опыт и глобальные тенденции внедрения Зеленой экономики, наравне с другими странами региона и ЕС, или так и будет искать свой, уникальный путь развития, зависит наше с вами ближайшее и перспективное будущее.

Андрей ИСАК,

консультант ПРООН в области окружающей среды и устойчивого развития

Источник: Логос-пресс.md



Назад в раздел