ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Справочник

«Дорожная карта»: методическое обеспечение разработки региональных и муниципальных программ энергосбережения


Ольга Марьясова, Алёна Глухова, эксперты РЦУЭС (г. Томск)

Правовые предпосылки разработки программ энергосбережения

Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывается на основании требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления ПРФ от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и Приказа Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях", зарегистрированного в Минюсте РФ от 21.07.2010 N 17927.

Основная цель программы заключается в создании правовых, экономических и организационных основ для повышения энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и использовании энергетических ресурсов на объектах всех форм собственности и населением такими темпами, чтобы обеспечить динамику снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального (муниципального) продукта на 40% к 2020 году (по отношению к 2007г.) в соответствии с Указом Президента России № 889 от 04.06.2008г.

Принципы формирования программ энергосбережения

Деятельность по планированию и реализации энергосберегающих мероприятий основывается на 7 принципах, которые получили наименование «дорожная карта» энергосбережения. («Дорожная карта» представляет собой путь реализации конечной цели, направленной на планирование и осуществление энергосберегающих мероприятий.)

«Дорожная карта» - это четкая последовательность целенаправленных действий в организационно-правовой, производственно-технической, финансово-экономической, научной и гуманитарной сферах, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, замену дорогих и дефицитных топливно-энергетических ресурсов на более доступные и повышение эффективности их использования.

«Дорожная карта» разработки и реализации Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности состоит из двух этапов:

Этап 1 – до 2012 года

В этот период основная задача Программы состоит в создании условий полномасштабного применения инновационных путей повышения энергетической эффективности. Первый этап включает в себя:

  1. Гуманитарную составляющую, характеризующуюся повышением образованности всего населения в области энергосбережения, формированием энергосберегающего образа жизни, развитием нормативно-правовой базы в области энергосбережения;
  2. Составление и анализ ретроспективных и перспективных сводных топливно-энергетических балансов. Определение потенциала энергосбережения по видам экономической деятельности и в разрезе энергетических ресурсов по годам до 2020 г.
  3. Организацию комплексной системы учета в сроки, определенные Законом 261-ФЗ от 23.11.2009 года.
  4. Проведение энергетических обследований в сроки, определенные Законом 261-ФЗ от 23.11.2009 года;
  5. Расчет целевых показателей реализации программы согласно Приказу Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях". Данная методика была разработана при участии Томского регионального центра управления энергосбережением (далее – Центр).

Этап 2. C 2013 до 2020 года

По итогам анализа реализации мероприятий первого этапа составляется план мероприятий, направленных на полномасштабную реализацию назначенного потенциала энергосбережения путем внедрения инноваций и модернизации энергетического хозяйства. Назначенный потенциал представляет собой объем экономии затрат на энергетические ресурсы по отношению к 2007 году. Величина экономии устанавливается Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Графическая иллюстрация «Дорожной карты разработки и реализации Программы а области энергосбережения и повышения энергоэффективности» представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Дорожная карта разработки и реализации Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

Структура программы энергосбережения

Рекомендуемая структура программы состоит из следующих разделов:

  1. Паспорт программы, который представляет собой краткое и четкое изложение основных характеристик программы.
  2. Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) в разрезе энергоресурсов и отраслевых комплексов. ТЭБ является фундаментом формирования Программы в области повышения энергетической эффективности и определения потенциала энергосбережения. На данном этапе осуществляется сбор и сопоставление отчетных сведений об энергоресурсах по действующим формам государственного статистического наблюдения.
    Баланс дает возможность изучить направления использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что позволяет выявить энергоемкость отраслевых комплексов. На основании составленных ТЭБ выполняется расчет целевых показателей группы А (общие целевые показатели в области энергосбережения в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»).
    Используя ТЭБ можно проследить тенденцию использования энергетических ресурсов и составить прогноз их потребления вплоть до 2020 года. Назначенный потенциал энергосбережения определяется относительно потребления ТЭР в 2007 г., поэтому необходимо уделить особое внимание качеству предоставляемой информации.
    Методика составления и анализа сводного ТЭБ региона и определение потенциала энергосбережения разработана в Томском центре управления энергосбережением и сертифицирована в системе добровольной сертификации организаций в области энергосбережения, энергетической и экологической эффективности ZOND (Система зарегистрирована в Едином реестре добровольных систем сертификации РосТехРегулирования 19.12.2008г. Регистрационный номер № РОСС RU.3546.04ЧЗ00).
  3. На основе проведенного анализа топливно-энергетических балансов формулируются, а затем анализируются основные проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Основная задача состоит в выявлении энергоемкости отраслей и в поиске путей снижения потребления ТЭР.
  4. Гуманитарная составляющая энергосбережения включает в себя анализ и совершенствование нормативно-правовой базы в области энергосбережения (в первую очередь региональный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности), формирование энергосберегающего образа жизни населения, обучение и повышение квалификации специалистов, депутатов, чиновников, всего населения в области энергосбережения. На данном этапе основная задача состоит в том, чтобы научить людей жить по-новому, показать им пользу и экономическую выгоду при энергосберегающем образе жизни.
  5. Анализ оптимальности и совершенства схем учета ТЭР. Энергосбережение не осуществимо без надлежащего приборного учета потоков энергетических ресурсов. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Программе определяются объекты, на которых необходимо организовать или усовершенствовать систему учета ТЭР с указанием объема капиталовложений и сроков реализации данных мероприятий.
  6. Обязательные энергетические обследования. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливается перечень организаций, подлежащих обязательному энергетическому обследованию, и составляется график их проведения. Необходимо оценить возможность проведения обязательных энергетических обследований энергоаудиторскими организациями, находящимися на территории региона (муниципального образования). Если количество энергоаудиторских организаций недостаточно, рекомендуется разработать мероприятия по обучению энергоаудиторов и созданию соответствующих организаций.
    Методики проведения энергетических обследований зданий и сооружений, промышленных предприятий, электростанций, предприятий тепловых и электрических сетей разработаны в Томском центре управления энергосбережением и сертифицированы в системе добровольной сертификации ZOND.
  7. Анализ энергетической эффективности жилищного фонда, систем освещения, систем тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта позволяет оценить энергетическую эффективность как оборудования, так и систем в целом. Рассчитать экономическую выгоду от использования современных энергосберегающий технологий и оборудования.
  8. Анализ наличия бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов и организации порядка управления ими. Данный анализ позволяет составить план организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты.
  9. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  10. В заключении, согласно Приказу Минрегиона РФ от 07.06.2010 №273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», осуществляется расчет целевых показателей, которые могут ежегодно корректироваться с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.

Для управления реализацией программы после ее утверждения издается Постановление главы региона (муниципалитета) о назначении ответственных за реализацию программных мероприятий.

Источниками финансирования могут быть бюджеты всех уровней, а также инвесторы. Все мероприятия, включенные в Программу должны иметь финансово-экономическое обоснование.

За консультациями можно обращаться в Томский региональный центр управления энергосбережением. Кроме того, в Центре разработан базовый проект закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Томской области». Он охватывает все области энергосбережения и может быть адаптирован под любой регион РФ.

Источник: Портал-энерго



Назад в раздел