ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Справочник

Минрегион. "Перспективы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства"


РЕЗОЛЮЦИЯ

первого заседания Актива жилищно-коммунального хозяйства на тему: «Перспективы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства»

г. Москва 2 декабря 2010 г.

В работе первого заседания Актива жилищно-коммунального хозяйства на тему: «Перспективы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Актив) приняли участие представители Аппарата Президента Российской Федерации, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, руководители предприятий и организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Всего более 150 представителей.

Обсужден широкий круг вопросов по перспективам развития отрасли.

Участники Актива отмечают следующие положительные тенденции развития жилищно-коммунальной отрасли в Российской Федерации:

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены такие задачи как:

ü реформа оплаты жилья и коммунальных услуг;

ü создание системы адресной социальной поддержки граждан;

ü создание системы управления многоквартирными домами;

ü финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса.

Однако, все эти направления предстоит еще совершенствовать.

Учитывая итоги заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления (5 октября 2010 г.) и Президиума Государственного совета при Президенте Российской Федерации по вопросам развития современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (23 ноября 2010 г.) участники Актива считают, что главными целями на сегодняшний день должны быть определены:

1. В направлении повышения эффективности жилищного фонда:

1.1. Повышение эффективности жилищного фонда с высокой степенью износа за счет проведения капитального ремонта многоквартирных домов.

1.2. Повышение эффективности эксплуатации современного жилищного фонда и жилищного фонда после капитального ремонта за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

1.3. Повышение эффективности управления современным жилищным фондом за счет обучения (повышения квалификации) специалистов, работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве.

2. В направлении модернизации систем коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности их управления и улучшения качества и надежности поставки коммунальных ресурсов:

2.1. Формирование базы данных о реальных объемах производства, потребления и потерь коммунальных ресурсов как основы для принятия взвешенных, объективных и приближенных к реальности решений в области эффективного управления системами коммунальной инфраструктуры за счет установки, обеспечения в дальнейшем надлежащей эксплуатации, сохранности и своевременной замены установленных индивидуальных приборов учета воды, электроэнергии и общедомовых (коллективных) приборов учета воды, электроэнергии, теплоэнергии, природного газа, а также внедрения автоматизированных систем сбора данных, полученных по показаниям приборов учета.

2.2. Создание условий для привлечения частных инвестиций в модернизацию систем коммунальной инфраструктуры и стимулов для ресурсоснабжающих организаций к проведению модернизации систем коммунальной инфраструктуры и повышения качества и надежности поставки коммунальных ресурсов.

2.3. Создание эффективных методов управления системами коммунальной инфраструктуры, в том числе устойчивого планирования и развития таких систем.

3. В направлении повышения эффективности деятельности и качества услуг управляющих организаций:

3.1. Создание условий, в том числе законодательные, для широкомасштабного развития конкуренции в области управления многоквартирным домом, в том числе внедрения рейтингов наиболее эффективных («лучших») и неэффективных управляющих компаний.

3.2. Определение статуса управляющей организации посредством установления требований к управляющим организациям, качеству их работы, ответственности за обеспечение безопасных условий проживания граждан и эксплуатации многоквартирных домов, а равно повысить ответственность руководителей управляющих организаций за нарушение этих требований.

3.3. Усиление контроля за качеством и надежностью оказания гражданам коммунальных услуг.

3.4. Создание информационных центров (при муниципалитетах или при жилищных инспекциях) оказания консультационной помощи гражданам по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг и взаимодействия с управляющими организациями.

4. В направлении повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг через совершенствование системы государственного управления отраслью и внедрение передовых технологий:

4.1. Совершенствование системы государственного управления в сфере жилищно-коммунальных услуг.

4.2. Создание условий для привлечения долгосрочных финансовых инструментов в целях повышения эффективности жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры и формирования высококвалифицированных управленческих кадров.

4.3. Внедрять при методологической поддержке государства передовые технологии по сбору, хранению данных о потреблении коммунальных ресурсов, выставлению счетов и сбору денежных средств с их «автоматическим расщеплением» по поставщикам-кредиторам.

5. В направлении совершенствования благоустройства территорий:

5.1. Усиление ответственности за несоблюдение установленных законодательством требований в сферах благоустройства и обращения с отходами потребления.

5.2. Установление прав и обязанности собственников жилья в сфере благоустройства (в т.ч. содержания внутридворовых территорий).

5.3. Организация работы по привлечению общественных объединений граждан к контролю за обеспечением сохранности объектов благоустройства.

Вывод: Модернизация экономики Российской Федерации невозможна без системного подхода к развитию современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Для этого необходимо принятие мер по повышению эффективности жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, повышения качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, внедрению современных технологий и подготовки квалифицированных управленческих кадров.

Актив отмечает следующие первоочередные направления:

1. По развитию действующей нормативно-правовой базы:

1.1. Разработка проекта федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», создающего правовую основу для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации.

Цель: совершенствование системы государственного регулирования в отрасли водоснабжения и водоотведения, направленное на обеспечение бесперебойного и качественного централизованного водоснабжения и канализования, устойчивого развития организаций водопроводно-канализационного хозяйства, защиты окружающей среды и улучшения здоровья и качества жизни населения.

1.2. Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в части установления:

o системы требований, которым должна удовлетворять управляющая организация (в том числе по составу активов, перечню обязательных работ (услуг), квалификации персонала, гарантиям качества и надежности деятельности, ответственности перед потребителями за вред, причиненный в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, который обеспечит также безопасное проживание);

o системы требований к качеству деятельности управляющих организаций (в том числе посредством закрепления обязательных профессиональных стандартов деятельности управляющих организаций);

o процедуры принятия организацией на себя статуса управляющей организации посредством уведомления контролирующего органа о начале осуществления деятельности в качестве управляющей организации и о соответствии всем предъявляемым требованиями, а также процедуры смены управляющей организации при нарушении ею установленных требований и (или) достижении ею показателей, свидетельствующих о дефолтной направленности ее состояния и о необходимости ее замены. Предусмотреть также в качестве обязательного требования к управляющим организациям не ранее 2016 года – участие управляющих организаций в СРО;

o перехода к аккумулированию единого информационного пространства жилищно-коммунального хозяйства в ЕМБИР, позволяющих обеспечить полный цикл учета производства, транспортировки и потребления коммунальных ресурсов, повысить эффективность управления организацией предоставления коммунальных услуг на муниципальном и региональном уровне и минимизировать инвестиционные риски при реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

o перехода к осуществлению расчетов граждан за коммунальные услуги/ресурсы непосредственно в адрес ресурсоснабжающих организаций, в том числе через систему «автоматического расщепления» платежа за коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями, минуя управляющие организации и иных исполнителей коммунальных услуг, с одновременным изменением системы договорных отношений, позволяющим реализовать такой переход, в том числе предоставить ресурсоснабжающей организации право требования такого платежа непосредственно с гражданина и организации применения мер воздействия в отношении гражданина-должника.

Цель: установление требований к управляющим организациям, к качеству их деятельности, а также повышение ответственности руководителей управляющих организаций за нарушение этих требований, исключение «транзитеров» в лице управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг из процесса передачи платежа за коммунальные услуги от потребителя – гражданина в ресурсоснабжающие организации, дабы убрать любую техническую возможность «задержки» и несанкционированного использования потока платежей за коммунальные услуги организациями, управляющими жилым фондом.

1.3. Принятие федеральной целевой программы «Комплексная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы».

Цель: привлечение долгосрочных внебюджетных инвестиций в процесс повышения эффективности жилищного фонда и систем коммунальной инфраструктуры, в том числе внедрение новых энергосберегающих технологий.

1.4. Разработка изменений и дополнений в нормативно-правовые акты по вопросам тарифного регулирования в части учета всего объема потерь коммунального ресурса, выявленного после повсеместного оснащения приборами учета потребителей, при установлении тарифа для ресурсоснабжающей организации на заранее заданный период проведения мероприятий по снижению потерь коммунального ресурса вплоть до нормативного (технологического) уровня, по истечении которого тариф ресурсоснабжающей организации должен быть снижен.

Цель: снижение финансовых рисков ресурсоснабжающих организаций в обмен на обязательство по доведению фактического объема потерь до нормативного уровня.

1.5. Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Цель: построение ресурсных балансов коммунальных услуг, обработка данных приборов учета, и создание целостной системы потребления коммунальных услуг.

1.6. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации", направленных на расширение контрольных полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль в жилищно-коммунальной сфере (жилищных инспекций), в части закрепления за ними полномочий по контролю за управляющими организациями, в том числе за их финансовым состоянием, соблюдением платежной дисциплины в отношениях с ресурсоснабжающими организациями;

Цель – совершенствование системы государственного управления и контроля в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Создание регулируемой системы взаимоотношений между экономическими субъектами ЖКХ, учитывая его социальную составляющую.

1.7. Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» в части расширения контрольных полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль в жилищно-коммунальной сфере (жилищных инспекций), в части закрепления за ними полномочий по контролю за управляющими организациями, в том числе за их финансовым состоянием, соблюдением платежной дисциплины в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

Цель: упорядочить взаимоотношения между экономическими субъектами ЖКХ, учитывая его социальную составляющую.

1.8. Разработка методических указаний по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (ПКР).

Цель: оптимизация и развитие систем коммунальной инфраструктуры, управление ростом платы граждан за коммунальные услуги, в том числе и путем перехода организаций коммунального комплекса к долгосрочному тарифному регулированию и предоставления гарантий инвесторам.

1.9. Разработка методических указаний, устанавливающих требования к составу ЕМБИР.

Цель: внедрение при поддержке государства передовых технологий в отношения по сбору, хранению данных о потреблении коммунальных ресурсов, выставлению счетов и сбора денежных средств с их «автоматическим расщеплением» по поставщикам-кредиторам, при выполнении требований Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и создание балансов потребления коммунальных ресурсов.

1.10. Совершенствование законодательства в сфере благоустройства и обращения с отходами в части, касающейся:

o определения нормативов благоустройства территории муниципального образования и его основных элементов, а также нормативов выделения придомовой территории;

o распределения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере благоустройства соответствующих территорий;

o установления прав и обязанностей собственников жилья (физических и юридических лиц) в сфере благоустройства, включая надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и осуществление благоустройства придомовой территории;

o расширение перечня составов административных правонарушений в сферах благоустройства и обращения с отходами производства и потребления, усиления ответственности за несоблюдение установленных требований в данных сферах деятельности;

o уточнение перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства;

o установление особенностей регулирования деятельности по благоустройству в районах индивидуальной застройки.

1.11. Совершенствование законодательства в сфере обращения с отходами потребления.

o расширение перечня составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления, усиления ответственности за несоблюдение установленных требований в данной сфере деятельности;

o разработка Концепции обращения с отходами потребления в субъектах Российской Федерации в 2012 – 2020 гг.

Цель:

- определение основных направлений управления потоками отходов потребления в населенных пунктах в зависимости от численности населения и морфологического состава образуемых отходов, современных требований к состоянию полигонов твердых бытовых отходов, подготовка рекомендаций по внедрению в регионах современных методов мусоросортировки, переработки и утилизации, а также определения основных направлений поэтапного решения задач в данной сфере деятельности;

- определение системной идеологии технологий переработки, обезвреживания и рециклинга отходов потребления на основе показателя экономической эффективности вовлечения отходов потребления во вторичное использование.

2. В направлении совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством потребуется:

2.1. Ускорение процесса принятия программ комплексного развития, с учетом требований к таким программам, разработанных Министерством регионального развития Российской Федерации.

Цель: оптимизация и развитие систем коммунальной инфраструктуры, управление ростом платы граждан за коммунальные услуги, в том числе и путем перехода организаций коммунального комплекса к долгосрочному тарифному регулированию и предоставления гарантий инвесторам.

2.2. Создание и введение в эксплуатацию Единой муниципальной базы информационных ресурсов (ЕМБИР) как основы «электронного Правительства», обеспечивающей использование ЕМБИР ресурсоснабжающими организациями для оптимизации своей работы.

Цель: внедрение передовых технологий в отношения по сбору, хранению данных о потреблении коммунальных ресурсов, выставлению счетов и сбору денежных средств с их «автоматическим расщеплением» по поставщикам-кредиторам.

2.3. Проработка вопроса о введении электронных финансово-лицевых счетов граждан за коммунальные услуги, в том числе вопрос внедрения модели «автоматического расщепления» платежа гражданина между ресурсоснабжающими организациями, а также лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.

Цель: создание для граждан возможности мониторинга и управления своим потреблением коммунальных ресурсов.

2.4. Проведение информационных кампаний в целях информирования населения о необходимости проведения капитального ремонта, о мероприятиях по энергосбережению и повышении энергетической эффективности в жилом секторе, о последствиях проведения таких мероприятий в виде экономии как ресурсов, так и денежных средств, и об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по установке общедомовых и индивидуальных приборов учета. Организовать общественные приемные и «горячие» линии для граждан с целью решения вопросов и разъяснения жилищного законодательства.

Цель: снижение социальной напряженности при проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилом секторе, а также оказание информационной поддержки гражданам по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг и взаимодействия с управляющими организациями, в том числе по разъяснению прав и обязанностей граждан, управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций.

2.5. Неукоснительное соблюдение предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги указанных организаций, и предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Цель: снижение социальной напряженности при принятии тарифных решений на очередной период.

2.6. Организация обучения (повышение квалификации) специалистов региональных и местных администраций в целях повышения их квалификации в вопросах планирования и развития коммунального хозяйства.

Цель: повышение эффективности управления системами коммунальной инфраструктуры.

2.7. Разработка концепции внедрения рейтингов наиболее эффективных («лучших») и неэффективных управляющих организаций, в том числе проработка вопроса о необходимости внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в связи с внедрением таких рейтингов.

Цель: повышение эффективности управления и развитие конкуренции в области управления жилищным фондом, предоставление гражданам информационной поддержки для осуществления ими возможности выбора наиболее эффективной управляющей организации.

2.8. Оптимизация системы управления жилищно-коммунальным комплексом сельских поселений.

2.9. Совершенствование государственной статистической отчетности реально отражающей состояние жилищно-коммунального хозяйства в регионах.

3. В направлении обращения с отходами потребления

3.1. Организовать скрининговую инвентаризацию мест бывших захоронений отходов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека.

3.2. Обеспечить внесение объектов обращения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов.

3.3. Разработать систему жесткого контроля за несанкционированными свалками и создать условия, исключающие возможность их появления.

3.4. Организовать систему раздельного сбора ТБО с целью их использования в качестве сырья, активно развивать рынок вторичного сырья и продукции из него, сеть приемных пунктов вторичных отходов.

4. Разработка отраслевой «дорожной карты».

Для решения проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо разработать отраслевые дорожные карты развития жилищно-коммунального хозяйства, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации и в каждом муниципальном образовании.

Отраслевое дорожное картирование должно не только увязать между собой видение, стратегию и план развития жилищно-коммунального комплекса, но и выстроить во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее».

Фактически, после реализации, отраслевая дорожная карта будет являться интерактивным инструментом, позволяющим немедленно вносить какие-либо изменения и уточнять сценарии развития жилищно-коммунального комплекса.

5. Заключение.

Решение первоочередных задач, стоящих перед отраслью, неразрывно связано с объединением усилий, как со стороны федеральных органов, так и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, объединений граждан и непосредственно самих граждан.

Настоящую Резолюцию Актива разместить на официальном сайте Минрегиона России.

По поручению участников заседания Актива жилищно-коммунального хозяйства на тему: «Перспективы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства»

Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации

А.А. Попов



Назад в раздел