ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Опрос

Исполнение 261-ФЗ - это:

 формальность
 шаг к повышению энергоэффективности
 планирую исполнить до конца года
 исполню, когда выпишут предписание
 мне это не знакомо
 меня это не коснётся

  

Справочник

Государственное стимулирование использования энергосберегающих ламп


Ст. 10 п. 8 Закона гласит: «С 1 января 2011 г. к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 г. не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения». В соответствии с законом, уже более года в России запрещен оборот 100-ваттных ламп накаливания. Однако вместо них многие прозорливые производители перешли на выпуск 95-ваттных ламп, что не противоречит законодательству и в какой-то мере отсрочивает неизбежный отказ от устаревших источников света, давая производителям время на перепрофилирование производства. Безусловно, отказом от 100-ваттных ламп мероприятия взятого государством курса на энергосбережение не ограничатся. Как следует из статьи 10 п.8 ФЗ-261, «в целях последовательной реализа¬ции требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 ян¬варя 2013 г. может быть введен запрет на оборот на территории РФ электрических ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, которые могут быть использова¬ны в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 г. — элек-трических ламп накаливания мощнос¬тью 25 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения».

Учитывая масштабы спроса на осветительные приборы, который, по некоторым оценкам достигает 1 млрд. ламп в год, государством определены три основных направления поддержки индустрии освещения в процессе отказа от ламп накаливания:

1) стимулирование развития отечественного производства компактных люминесцентных ламп;

2) создание системы утилизации отработавших люминесцентных ламп;

3) стимулирование развития отечественного производства светодиодов и светодиодных светильников.

По оценкам Минэкономразвития России, общая стоимость замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы должна была составить до 2014 г. около 100 млрд. руб. Однако, в марте 2010 года в Ханты-Мансийске на совещании Президентской комиссии по модернизации позиция было высказано предложение о переходе сразу на использование самой эффективной из ныне известных технологий освещения – светодиодной, минуя люминесцентные лампы.

Все мероприятия государственного стимулирования использования энергосберегающих ламп были оформлены в пилотном государственном проекте «Новый свет». Ниже представлены цели, задачи проекта и план его реализации.

Цель проекта: сделать освещение в России энергоэффективным – «минимум энергии на максимум света».

Задачи:
- Модернизация внутреннего освещения в зданиях и сооружениях бюджетной сферы;
- Реконструкция уличного освещения в городах и населенных пунктах;
- Реализация информационно-образовательных программ по продвижению и рекламе энергоэффективного освещения.
- Ожидаемые результаты:
- Высвобождение генерирующих мощностей до 10% от уровня 2009 г.;
- Сокращение затрат на оплату электроэнергии на освещение в среднем до 60% от уровня 2009 г.;
- Сокращение затрат бюджетов на оплату внутреннего освещения до 50%, на оплату наружного освещения – до 30% от уровня 2009 г.;
- Доведение мощностей по выпуску современных осветительных устройств в России до 200 млн. единиц в год.

План реализации проекта «Новый свет»:

Задача 1. Разработка и реализация пилотных проектов по повышению энергоэффективности в системах внутреннего и наружного освещения.

Задача 2. Информационная поддержка проекта и разработка методов стимулирования энергосберегающего поведения.

Задача 3. Разработка и внедрение технических регламентов по безопасности и стандартов по качеству и энергоэффективности осветительного оборудования и систем освещения.

Задача 4. Организация отечественного производства энергоэффективных источников света и светотехнического оборудования.

Задача 5. Реализация комплексной Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности систем внутреннего и наружного освещения «Новый свет».

Предполагается, что постепенная модернизация технически устаревших источников света в России, приведет к высвобождению до 10% энергогенерирующих мощностей и сократит затраты на оплату электроэнергии, на нужды освещения в среднем до 60% от уровня расходов до замены освещения.

В рамках этого проекта предлагается применять и механизмы прямых ограничений на оборот ламп. Такая мера создаст спрос на энергоэффективные лампы-заменители и продемонстрирует экономическую эффективность и потребительские свойства энергоэффективных ламп населению.

В таблице 1 представлен план по внедрению энергоэффективных источников света в различных областях применения. Так, например, для наружного освещения предлагается переход на натриевые лампы высокого давления, а в производственном и офисном освещении рассматриваются возможности, как люминесцентных, так и светодиодных источников света.

Таблица 1. Внедрение энергоэффективных источников света по областям применения

02_01.jpg

Источник: Проектный Офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации

В качестве пилотных проектов Комиссией по модернизации и Президиумом Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте РФ первоначально были выбраны следующие муниципальные образования:

- Казань
- Горно-Алтайск
- Пермь
- Тюмень
- Киров

Методика, выработанная при реализации пилотных проектов, должна быть использована для тиражирования технологий в масштабах всего государства.

Кроме того, в настоящее время ведется работа по подготовке предложений по изменениям в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы» и в СНиП23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

После согласования предложений планируется инициировать подготовку аналогичных изменений в ряд санитарных правил, таких как СП 2.2.1.13120-03 (по проектированию промышленных помещений), СП 2.5.1198-03 (железнодорожный транспорт) и т.д.


Назад в раздел